Уральский край становится в годы войны крупнейшим пунктом промышленной эвакуации.
830 предприятий было размещено на Урале.
- 212 –
приняла Свердловская область.
- 200 –
Челябинская область.
- 124 –
Пермская область.
- 90 –
Оренбургская область.
- 172 –
Башкирская АССР.
- 34 – Удмуртская АССР.
Важнейшей задачей Уральцев стала эвакуация; это приём,
размещение и трудоустройство эвакуированного населения. Уральский регион с июля
1941 года по декабрь 1942 года принял 2 127 000 человек. Численность
жителей Свердловска за годы войны выросло с 423 000 до 620 000
человек. Нижнего Тагила – со 160 000 до 239 000 человек.
Размещение эвакуированных было
достаточно дифференцировано: женщины, дети, престарелые располагались в
сельской местности, квалифицированные рабочие в городах.
На производство привлекались пенсионеры.
Значительно вырос количественный показатель детского и женского труда. Они
работали под лозунгом «Заменим уходящих на фронт мужчин».
Проблема трудовых ресурсов решалась и за
счет подготовки новых квалифицированных кадров. За годы 1941 – 1945 г.г. в
ремесленных и железнодорожных училищах, школах ФЗО на Урале было подготовлено
по различным рабочим специальностям 444,7 тысяч человек.
Перкова Наталья Викторовна, учитель.
Урал в годы Великой Отечественной войны. Презентация - http://festival.1september.ru/articles/595008/
Крупнейшим пунктом промышленной
эвакуации является уральский регион, разместивший к осени 1942 г. на своей
территории оборудование и рабочую силу более 830 предприятий, 212 из которых
приняла Свердловская область. Прибывшие на Урал заводы и фабрики использовали
три основных варианта своего обустройства: одни занимали помещения родственных
по профилю предприятий; другие вынуждены были осваивать мало приспособленные к
промышленному производству площади; третьи располагались на пустошах и сами
возводили цеха и административно-управленческие корпуса.
В Свердловской области
прибывшие в эвакуацию заводы или полностью сливались с однопрофильными,
значительно усиливая их производственную мощность, или начинали самостоятельную
деятельность, становясь основоположниками новых отраслей уральской
промышленности.
Великое передвижение на
Восток предполагало не только оперативное перемещение промышленного
оборудования. Важнейшими задачами являлись прием, размещение и трудоустройство
эвакуированного населения. За период с июля 1941 г по декабрь 1942 г. уральский
регион принял 2 млн. 127 тыс. человек, из которых 719 тыс. разместились в
Свердловской области. К концу 1942 г. удельный вес эвакуированных среди
населения Урала достиг 9,7 %. Местная политика размещения эвакуированных была
достаточно дифференцирована: женщины, дети, престарелые располагались в
сельской местности, квалифицированные рабочие, служащие и члены их семей — в
городах. Причем процентное соотношение расселения приезжих различалось в
зависимости от степени промышленного развития областей и республик. Так, в индустриально
развитой Свердловской области 77,7 % эвакуированных были оставлены в городах.
Для приёма и размещения
эвакуированных при Свердловском облисполкоме было создано Управление по
эвакуации. В городах областей действовали специальные инспекционные службы.
Масса переселенцев, прибывших в уральские города, значительно усилила плотность
проживания в них. Так, численность жителей крупнейших городов Среднего Урала,
Свердловска и Нижнего Тагила за годы войны выросло соответственно с 423 тыс.
человек до 620 тыс.; со 160,0 до 239,0 тыс.
Увеличение населения
Среднего Урала за счет прибывших в эвакуацию имело очень противоречивые
последствия. С одной стороны, повысился удельный вес интеллигенции и
квалифицированных рабочих, что самым положительным образом отразилось на экономическом
и культурном развитии региона. С другой стороны, попытка властей решить
объективно возникшую жилищную проблему за счет уплотнения и строительства
временного, упрощенного жилья приводило к чрезмерной скученности,
антисанитарным условиям проживания, способствовало возникновению бытовых
конфликтов и социальных неурядиц. Бараки, полуподвальные помещения, землянки
стали обычным явлением в жизни горожан. Фактическая обеспеченность жильём в
Свердловской области по разным ведомствам, территориям, типам жилья колебалось
от 0,8 до 3,1 кв. м. Напряженность в обеспечении трудящихся жильем стала
ослабевать лишь по мере освобождения оккупированных территории и связанной с
этим процессом реэвакуации.
Средний Урал был
глубоким тылом, где очень интенсивно шло наращивание оборонного потенциала,
требующего использования значительного количества трудовых ресурсов.
Мобилизация трудящихся на фронт первоначально значительно обогнала их
восполнение, что порождало острую нехватку производственного персонала.
Эвакуация в значительной мере облегчила расширение этой проблемы. Из всех
трудоспособных людей, прибывших в Свердловскую область, более 50 % активно
включились в работу на промышленных предприятиях. В связи с этим большинство
заводов подверглось не только технической, но и кадровой реконструкции. В
среднем доля эвакуированных работников в индустриальном производстве Среднего
Урала к концу 1942 г. составила 31 %. На некоторых объектах она достигла
50-75%, что фактически приводило к формированию нового трудового коллектива.
Таким образом, в годину
тяжёлых испытаний Свердловская область максимально увеличила свой промышленный
потенциал за счет размещения большого количества эвакуированных предприятий. В
итоге, за период войны индустриальный комплекс Среднего Урала, вобрав в себя
все силы и средства предприятий, прибывших из районов захваченных неприятелем
или подвергшихся угрозе оккупации, в 7 раз увеличил промышленное производство
по сравнению с довоенными показателями.
Эвакуация на Урал
промышленных предприятий в период Великой Отечественной войны.
К началу интенсивной работы в Свердловской области 60 лет - http://book.uraic.ru/kraeved/13/008.htm
Рассекреченные
заводы Урала
Во
время Великой Отечественной войны 1941 — 1942 годов на Восток была перемещена
целая индустриальная держава, включавшая в себя 2593 промышленных предприятия.
Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации был уральский регион, разместивший к
осени 1942 года на своей территории оборудование и рабочую силу более 830
предприятий. Прибывшие на Урал заводы и фабрики использовали три основных
варианта своего обустройства: одни занимали помещения родственных по профилю
предприятий; другие вынуждены были осваивать мало приспособленные к
промышленному производству площади; третьи располагались на пустошах и сами
возводили цеха и административно-управленческие корпуса.
Работая в архивах по изучению истории Челябинской тюрьмы № 1 (сейчас СИЗО № 1)
по ул. Российской, историку и краеведу Алексею Яловенко понадобилось приподнять
завес секретности над до сих пор недоступной историей многих номерных заводов,
эвакуированных на Урал во время ВОВ. Пытаясь раскопать историю этих секретных
заводов, Алексей Федорович с удивлением для себя обнаружил, что, несмотря на
прошедшие десятилетия после окончания ВОВ, в Челябинской области до сих пор нет
даже общего списка эвакуированных на Южный Урал предприятий.
Он искал такие обобщенные данные и в библиотеках, и в различных архивах, и в
центрах, где изучают историю Южного Урала, и даже в заводских музеях,
консультировался у многих краеведов. Оказалось, что до сих пор просто нет
такого списка. В большинстве других областей такие сведения давным-давно
общедоступны. У нас, правда, упоминаются отдельные номерные и не номерные
заводы, которые были эвакуированы в Челябинскую область , но в основном это
одни и те же предприятия. Вот и получается, что миллионы тех, кто в тяжелейших
условиях из последних сил работал на секретных номерных заводах для Победы,
уже, по сути дела, забыты.
Поэтому-то Яловенко и решил собрать хотя бы некоторые материалы на эту тему. В
течение двух месяцев без выходных он работал в разных хранилищах, но больше
всего документов Алексей Федорович нашел в партийном архиве Объединенного
государственного архива Челябинской области. Однако даже там было не более 20 –
30 процентов от общей информации, которую искал дотошный краевед. Дополнительно
им были использованы архивы многих ведомственных музеев страны. Получился
объемный список: только по номерным заводам на 104 объекта, а по не номерным –
еще более 100 заводов. Список номерных заводов, эвакуированных в Челябинскую
область в таком объеме, в открытой печати представлен впервые.
Завод № 7 НКЦМ – им. С.Оржоникидзе (г.
Кольчугино Ивановской обл.) частично эвакуирован на челябинский завод № 78 (см.
завод № 78), часть – в Каменск-Уральский, где на его базе был создан завод №
515 (см. завод № 515).
Завод
№ 150 – Часть металлургического комбината № 150 (г.Ступино, Московская
область ) была эвакуирована на площадку завода № 268 НКАП в г. Каменск-Уральск
(В то время Чел. обл.). (Постановление о размещении Чел. обкома ВКПб от
11.10.41).
Завод № 120 НКТП (Балашиха,
Моск. Обл.)– по приказу №1053сс от 09.10.41 г. частично эвакуирован в г. Каменск
Челябинской области на площадку строящегося завода № 286 (см. завод № 286)
Потом завод № 120 и № 286 были частично слиты в один завод № 120 (с 26.10.41).
Потом этот завод № 120 (с 01.02.42 г.) получил название завод № 286 НКПА (см.
завод № 286) (выпускал литые колёса для самолётов и алюминиевое литьё).
Завод № 187 НКБ (Тула) – цех № 21
разместить на площадях Синарского труболитейного завода. Постановление ГКО от
09.10.41. № 750 сс. (Постановление о размещении Челябинского обкома партии от
13.10.41).
Завод
№ 268 НКАП – г. Каменск-Уральский металлургический завод.
Завод № 286 НКАП (г.
Каменск-Уральский, в то время Челябинская область, литейный завод) – на
площадку этого завода в начале ВОВ эвакуирован з-д № 120 НКАП (см. завод №
120).
Завод № 515 НКЦМ –
Каменск-Уральск. Был создан на базе эвакуированного завода № 7 НКЦМ им.
С.Оржоникидзе г. Кольчугино, Ивановской обл., в Каменск-Уральск (см. з-д № 7
НКЦМ).
«30.06.41 г. Сов.
секретно.
Всем горрайпрокурорам
Челябинской области. Обкомом ВКП(б) и исполкомом обл. совета депутатов
трудящихся 27 июня 1941 года всем ГК и РК ВКП(б) и райсоветам дано указание о
подготовке жилфонда для расселения лиц западных областей, прибытие которых
ожидается в ближайшее время. Расселение лиц будет производиться как в свободный
жилфонд, так и главным образом за счет уплотнения жильцов в городе и сельской
местности (четыре квадратных метра на человека. – Ред.).
В связи с этим предлагаю:
1. Не чинить
препятствий местным органам власти в уплотнении граждан и расселении
прибывающих лиц из западных областей и лично оказывать райсоветам нужную помощь
в проведении этого мероприятия.
2. При обращении жалобщиков о несогласии их уплотниться разъяснять последним о
важности и необходимости этого уплотнения, вызванного военным временем.
Прокурор области
Сидоркин».
В местностях,
объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось право:
– привлекать граждан к трудовой повинности,
– объявлять трудовую и автогужевую повинность,
– устанавливать квартирную обязанность для расселения людей,
– регулировать время работы,
– регулировать торговлю.
И все же невиданное в
истории страны переселение людей было выполнено всего за несколько месяцев. Уже
21 октября 1941 года недавно назначенный новый облпрокурор П.В. Ефимов в
спецдонесении прокурорам СССР и РСФСР сообщает: «На 10 октября 1941 года
в Челябинской области числится эвакуированных в количестве 122 463 человек. Из
них трудоспособных 37 258 человек. Из общего числа эвакуированных прописано в
городах: Челябинск — 7189 человек; Магнитогорск — 3605 человек; Златоуст
—5224 человека; Карабаш — 303 человека; Копейск — 2416 человек; Курган — 2416
человек; Троицк —5710 человек; Шадринск — 202 человека. Остальные
эвакуированные размещены в 64 районах.
Эвакуированные, прибывшие на заводы в организованном порядке, размещаются в
заранее приготовленные для них помещения при заводах и в городах в зданиях
жилуправления. Эта категория эвакуированных находится в более благоприятных
условиях. Из трудоспособных 37 258 эвакуированных на 10 октября 1941 года
трудоустроено 25 615 человек».
Данные от 2011 года.
На сайте http://forum.vgd.ru/166/40938/
и на сайте http://chelyabinsk.bezformata.ru/listnews/rassekrechennie-zavodi-chelyabinska/1244586/
и на сайте http://www.polit74.ru/comments/detail.php?ID=29910
Ниже приведены выдержки из книги
Михаила Мухина «Советская авиапромышленность …»
СПИСОК СТРОЕК ПРЕДПРИЯТИЙ
НКАП
268 |
Каменск, Челябинская
обл. |
Ликвидировано, в
связи с размещением на его площадке эвакуированного из Ступино завода № 150 |
491 |
Верхняя Салда,
Свердловская обл. |
Ликвидировано, в
связи с размещением на его площадке эвакуированного из Кунцево завода № 95 |
Действующие предприятия НКАП на 17.02.1942 г.
150 (Московская обл.) —
150(зачёркнуто, 268) Каменск (Челябинская обл.) Эвакуирован со ст Ступино
на площадку строит. бывш. зав. № 268
Начало
Великой Отечественной войны немедленно отразилось на функционировании советской
авиапромышленности. Уже утром 22 июня 1939 г. состоялось экстренное заседание
руководящего состава НКАП [161] .
На этом заседании было решено разработать конкретные предложения, направленные
на форсирование производства военной авиатехники, по каждому главку и
предприятию. К концу дня была составлена приблизительная программа действий в
новых, военных, условиях. Эта программа предусматривала, во-первых, всемерное
ускорение строительства заводов-дублёров в восточных регионах страны, а также
создание в этих регионах филиалов уже действующих предприятий. Такие филиалы
предполагалось в дальнейшем использовать как базы на случай эвакуации.
Во-вторых, программа предписывала срочно перебазировать в глубь страны
авиазаводы и смежные с ними производства из приграничных областей. В-третьих,
требовалось свернуть фундаментальные научно-исследовательские работы и те из
опытно-конструкторских разработок, которые не сулили результатов в ближайшем
будущем. Приоритет отдавался совершенствованию уже освоенных промышленностью
моделей, а также наращиванию темпов выпуска. Наконец, в-четвёртых, программа
нацеливала на поиск и разработку различных заменителей авиаматериалов, дефицит
которых тормозил рост авиавыпуска. Как будет показано ниже, основные пункты
этой программы весьма быстро получили практическое воплощение.
Однако,
разработав программу, НКАП не начал её осуществление, так как для этого
требовалась санкция руководства страны. Кроме того, было очевидно, что вопрос о
переводе промышленности на военные рельсы должен решаться комплексно, в
масштабах всего СССР. Между тем реакция на общегосударственном уровне
запаздывала.
Только
30 июня 1941 г. (то есть на восьмой день войны) для координации всех
государственных органов в чрезвычайных условиях был создан чрезвычайный орган
управления, обладавший всей полнотой власти, — Государственный комитет обороны.
А ещё через 2 дня (2 июля) этому органу было вменено в обязанность назначать
своих уполномоченных на оборонные и жизненно важные предприятия. По сути, к ГКО
перешло руководство всей экономикой, военным производством, обороной, а в
ведении СНК оставались отрасли, не связанные непосредственно с
«оборонкой» [162] .
Аналогичная заторможенность в мобилизации административного аппарата на решение
задач военного времени наблюдалась и на местах. Скажем, В. Парамонов отмечает,
что до 29 июня в документах Куйбышевского обкома [163]вообще
практически не упоминалось слово «война», а необходимость внести в текущую
деятельность какие-то коррективы ввиду военного времени даже не
обсуждалась [164] .
Ситуация изменилась лишь после 29 июня, когда вышло совместное постановление ЦК
ВКП(б) и СНК СССР, в котором, между прочим, говорилось: «…несмотря на
создавшуюся серьезную угрозу для нашей страны, некоторые партийные, советские,
профсоюзные и комсомольские организации и их руководители все еще не понимают
смысла этой угрозы, еще не осознали значения этой угрозы, живут
благодушно-мирными настроениями и не понимают, что война резко изменила
положение, что наша Родина оказалась в величайшей опасности и что мы должны
быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад» [165] .
Впрочем, на практике перестройка партийной работы, даже и после принятия этого
постановления, произошла оперативно далеко не везде. Скажем, нарком
авиапромышленности осенью 1941 г. столкнулся в уфимском обкоме со следующей
ситуацией: «Приехал в обком и вдруг застал там необычную тишину и безлюдье.
Времени только шесть вечера, а в обкоме почти никого. Зашел в приемную,
спрашиваю:
— Можно ли переговорить
с первым секретарем?
— Нет, хозяина не будет
до восьми часов, он с пяти до восьми обедает.
Я был поражен. В
бытность первым секретарем обкома в мирное время я никогда не уходил днем
домой, хотя квартира была неподалеку, а обедал в обкомовской столовой и снова
возвращался на работу. А тут во время войны — три часа на обед и на дневной
сон?! Поверить в это не мог. Тем более после того, как только что видел
напряженнейшую работу Куйбышевского обкома партии. Покоробило меня и выражение
„хозяина не будет“. Ну, думаю, и нравы!
Не застав на месте
первого секретаря, спрашиваю:
— А где секретарь по
промышленности?
— Все будут в восемь
вечера» [166] .
Вообще
первые недели войны характеризовались некоторым снижением уровня управляемости
вообще, и в области авиастроения — в том числе. Так, например, 27 июня 1941 г.
СНК СССР поручил Госплану и НКАПу в 5-дневный срок подготовить предложения о
замене дефицитных и импортируемых материалов и организации производства таких
материалов. Однако готов этот документ был только 23 июля 1941 г. Характерно,
что из 39 поручений СНК СССР отделу военного машиностроения Госплана, отданных
с 22 июня по 10 августа 1941 г., своевременно было выполнено лишь одно[167] .
Вопрос
об эвакуации промышленности встал на повестку дня уже в первые дни войны. Как
уже говорилось выше, согласно воспоминаниям Шахурина, вопрос о «дублировании»
заводов, то есть создании дублёров уникальных заводов, был поставлен в НКАП уже
22 июня 1941 г., причём одновременно началось обсуждение эвакуации предприятий
НКАП [168] из
Белоруссии [169] .
24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «для руководства эвакуацией
населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других
ценностей» при СНК СССР был создан Совет по эвакуации в составе Л. М.
Кагановича (председатель), А. Н. Косыгина (заместитель председателя), Н. М.
Шверника (заместитель председателя), Б. М. Шапошникова, С. Н. Круглова, П. С.
Попкова, Н. Ф. Дубровина и А. И. Кирпичникова. Несколько позднее в Совет по
эвакуации были дополнительно введены А. И. Микоян (первым заместителем
председателя), Л. П. Берия и М. Г. Первухин (заместитель председателя) [170] .
В тот же день, 24 июня, политбюро приняло решение о «переброске оборудования
авиазаводов в глубокий тыл» [171] .
Вскоре после создания органа, ответственного за проведение эвакуации, процесс
спасения населения и материальных ресурсов из угрожаемых территорий был хотя бы
в общих чертах упорядочен. 27 июня политбюро приняло план размещения
эвакуированных авиазаводов [172] .
В тот же день СНК СССР принял решение о форсировании строительства новых
авиазаводов и о передаче в ведение НКАП ряда машиностроительных и
станкостроительных предприятий. Однако все эти многочисленные планы и
постановления всё ещё оставались «вещью в себе», не претворяясь в конкретные
мероприятия, во всяком случае, в части, касающейся эвакуации.
Наконец,
2 июля 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издали совместное постановление «О порядке
вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». На следующий
день ГКО приказал переместить 26 заводов НКВ [173] ,
а ещё через 2 дня настал черёд НКАП. 5 июля 1941 г. наркому авиапромышленности
А. И. Шахурину СНК СССР было поручено начать эвакуацию авиапроизводств из
угрожаемых районов [174] .
Таким образом, хотя вопрос о скорейшей эвакуации авиазаводов был рассмотрен
НКАП ещё 22 июня, правительственное решение последовало лишь две недели спустя.
Нельзя не признать, что это промедление имело самые негативные последствия.
Через
несколько дней в структуре НКАПа были разработаны правила эвакуации грузов и их
охраны в пути. Синхронно создавался институт уполномоченных НКАП по эвакуации и
организации производства на новом месте. Эвакуация осуществлялась по мере
продвижение фронта на восток. При этом в первую очередь эвакуации подлежали
предприятия, находившиеся в наибольшей близости к фронту. Первыми начали
эвакуацию ленинградские авиазаводы и самое западное авиамоторостроительное
предприятие [175] :
http://detectivebooks.ru/book/25950707/?page=10
Второй
этап эвакуации пришёлся на октябрь 1941 г. — январь 1942 г. В этот период
осуществляется перебазирование крупнейших заводов, имевших определяющее
значение для авиавыпуска. ГКО настаивало, чтобы в крупнейшие центры
сосредоточения эвакуируемых оборонных предприятий делегировались заместители
профильных наркомов с небольшим аппаратом, которые должны были руководить
воссозданием оборонных производств. Известно, что таким представителем НКАП в
Новосибирске был А. С. Яковлев [182] .
Приближение
войск вермахта к Москве поставило под угрозу крупнейшие предприятия страны.
Поэтому 10 октября 1941 г. ГКО принял постановление об осуществлении
крупномасштабной эвакуации. После этого перебазирование авиапромышленности и
смежных предприятий приняло массовый характер. Требовалось переместить в
восточные регионы страны комплекс производств, дававших 75 % довоенного
авиавыпуска [183] .
В сентябре — начале октября 1941 г. началось крупномасштабное перебазирование
авиапроизводств Ленинграда, Харькова, Таганрога, Калуги, Москвы, Запорожья и
других городов Украины и Центральной России. Важно отметить, что авиазаводы
Москвы начали эвакуировать уже с 8 октября 1941 г., то есть намного раньше
прочих столичных предприятий [184] .
Подавляющее большинство оборудования московских авиазаводов было вывезено к
началу ноября. В Поволжье, Сибири, Средней Азии, Закавказье и на Урале
эвакуируемые заводы размещались на территориях других авиазаводов или
родственных по профилю производства предприятий, на площадках новостроек, а
иногда — и на совершенно новых, неприспособленных для авиапроизводства,
площадях. Перебазирование аппарата собственно НКАП из Москвы в Саратов началось
14 октября 1941 г.
По
данным Н. С. Симонова [185] ,
на начало октября 1941 г. планы эвакуации оборонных предприятий предусматривали
переброску в восточные регионы приблизительно двух третей всей «оборонки»:
Наркомат |
Предприятий — всего |
Предприятий —
действующих |
Предприятий —
эвакуируемых |
НКАП |
139 |
21 (15)* |
118 (85) |
НКТП |
27 |
11 (41) |
16 (59) |
НКВ |
58 |
26 (45) |
32 (55) |
НКБ |
65 |
16 (25) |
49 (75) |
НКМВ |
147 |
75 (51) |
72 (49) |
НКС |
69 |
28 (41) |
41 (59) |
Всего |
501 |
177 (35) |
328 (65) |
* Для наглядности в
скобках приводится удельный вес (в %) действовавших и эвакуируемых заводов
данной отрасли.
В
силу различных причин эти планы не удалось выполнить в полном объёме (скажем,
не удалось вывести ленинградскую группу миномётных заводов), однако данная
таблица позволяет сделать несколько важных выводов.
Во-первых,
на 1941 г. авиапромышленность была наиболее «дробной» подотраслью «оборонки».
Если прочие наркоматы располагали сравнительно небольшим (30–60) числом
предприятий (хотя сами эти предприятия вполне могли относиться к индустриальным
гигантам), то НКАП строился на базе кооперации почти 140 заводов. Таким
образом, даже если абстрагироваться от проблем поставок от
наркоматов-смежников, только внутриотраслевая кооперация ставила
авиапредприятия в положение крайней чувствительности к надёжности
производственных цепочек. Разрыв таких цепочек бил по авиазаводам существенно
ощутимей, чем по предприятиям других отраслей «оборонки».
Во-вторых,
если подавляющее большинство подотраслей оборонного комплекса должны были
эвакуировать около 50–60 % производственных единиц, то наркоматы боеприпасов и
авиапромышленности получили предписание о практически поголовном переезде на новые
места дислокации. Причём для НКАП удельный вес эвакуируемых предприятий был
вообще наивысшим среди всех подотраслей «оборонки». Разумеется, в этой ситуации
на надёжную работу производственных цепочек и ритмичные поставки полуфабрикатов
и комплектующих рассчитывать было бессмысленно. То есть именно
авиапромышленность, наиболее уязвимая с точки зрения разрыва производственных
связей, ставилась в ситуацию, при которой такой разрыв был наиболее вероятен.
Разумеется, это сочетание было обусловлено объективными причинами — уже летом
1941 г. 94 % функционировавших авиапредприятий оказались или в зоне боевых
действий, или в прилегающих к фронту регионах; однако объективность причин
нисколько не снижала остроту положения. Всё это не могло не поставить перед руководством
НКАП целый комплекс крайне сложных вопросов и задач, от разрешения которых
напрямую зависело — сохранится ли авиаиндустрия СССР как дееспособный
экономический организм, или нет.
К
сожалению, далеко не всегда поэтапная эвакуация проходила в соответствии с
планом. Так, например, демонтаж и погрузка в вагоны оборудования основных
производств запорожских заводов № 29 и 457 были осуществлены только в сентябре
1941 г. К этому моменту немецкие войска уже прорвались на правобережье Днепра и
заняли пригороды Запорожья. В результате погрузка и вывоз оборудования шли под
артиллерийским и даже миномётным обстрелом противника. Рабочие предприятия были
вынуждены вместе с красноармейцами сдерживать неприятельские авангарды в
предместьях, пока на вокзале продолжалась погрузка оборудования в эшелоны [186] .
Несмотря на это, демонтаж оборудования был завершён в 4 дня, а его вывоз — за
11 дней [187] .
Дополнительную сложность этому процессу добавляло то обстоятельство, что
промышленных центров, способных адекватно принять и обеспечить необходимой
инфраструктурой эвакуируемые заводы, было не так уж много. В ряде случаев
восточные города оказались в известной степени перегружены эвакуируемыми
предприятиями, что вело к своеобразной конкуренции за условия размещения,
энергию, условия размещения персонала и прочие ресурсы. Скажем, в Киров были
переброшены четыре авиационных завода [188] ,
завод «Красный инструментальщик», кабельный завод, Коломенский
машиностроительный, Белохолунский завод тяжелого машиностроения, шинный,
автокузовной и другие заводы [189] .
Разумеется, при размещении на новых площадках предпочтение отдавалось именно
головным предприятиям, а заводам, выпускавшим комплектующие и агрегаты,
приходилось потесниться. Скажем, московские авиазаводы № 1 и 24 разместились на
площадях недостроенных куйбышевских заводов № 122 и 337. В то же время завод №
230, выпускавший радиоаппаратуру, разместили в здании ветеринарного техникума,
авиаагрегатный № 213 — в здании бывшего мясокомбината и т. п. [190]Ряд
авиапредприятий были вынуждены разместиться на территориях клубов,
ликёроводочных и стекольных заводов, мебельных фабрик и т. д. [191]
http://detectivebooks.ru/book/25950707/?page=11
Анализ динамики создания новых авиазаводов
позволяет выделить две волны новых предприятий, вступивших в строй в годы
войны. Первая волна не вызывает удивления — это, несомненно, заводы,
образовавшиеся в восточных регионах в результате слияния эвакуированных
предприятий и заводов восточных регионов в конце 1941 — начале 1942 г. Однако
несомненно наличие и второй волны, пришедшейся на II–III кварталы 1942 г., и
ознаменовавшейся вводом в эксплуатацию заводы № 23, 41, 45, 500, 315, 122, 118,
133, 280, 282, 328, 339, 150, 95 филиал. Анализ состава НКАП на конец 1942 г.
(см. прил. 4) показывает, что практически вся эта вторая волна состояла из
заводов, дислоцированных в Москве или центральном промышленном районе.
Очевидно, советское руководство перестало опасаться взятия столицы противником
и стремилось реанимировать Авиапром центральных регионов страны.
Победа
советских войск под Москвой положила конец надеждам гитлеровцев на
осуществление блицкрига и в известной степени успокоила высшие эшелоны
советского истеблишмента. Стало ясно, что времена, когда вермахт неостановимой
лавой катился на восток, прошли. Соответственно, процесс эвакуации
приостановился, а затем сменился на противоположный — реэвакуационный. Дело в
том, что многие заводы либо вовсе не смогли наладить полноценный выпуск на
новом место, либо издержки такого налаживания выглядели слишком тяжёлыми. В
этом свете предложения о реэвакуации, скажем, обратно в Москву, выглядели
вполне обоснованными. Раз противник отброшен [297] и
непосредственная угроза столице пропала — так зачем омертвлять средства в
необязательном капитальном строительстве? Не лучше ль вернуться в старые
корпуса? Так, например, в феврале 1942 г. началась реэвакуация из
Каменск-Уральского обратно, на станцию Ступино, завода № 150 [298] ,
объяснявшееся именно этой логикой.
http://detectivebooks.ru/book/25950707/?page=16
На начало 1945 г. НКАП
имел следующий состав: [312]
I ГУ — заводы № 21, 31,
381, 301, 82, 99, 153, 166, 292, 167, 305,447.
II ГУ — заводы № 32,
43, 481, 145, 454, 119, 34, 469, 286, 261, 472, 124, 219, 455, 483, 485, 120.
III ГУ — заводы № 16,
19, 24, 26, 29, 36, 41, 45, 154, 500, 466, 265, 478.
IV ГУ — заводы № 140,
315, 451, 476, 20, 161, 85, 266, 296, 306, 307, 132, 284, 33, 480, 488, 489.
V ГУ — заводы № 213,
448, 230, 280, 214, 474, 279, 470, 118,122, 133, 282, 295, 149, 218, 224, 157.
VI ГУ — заводы № 135,
163, 225, 473, 475.
VII ГУ — заводы № 240,
81,155, 41, 134, 482, 156, 115.
VIII ГУ — ОКБ-19,
ОКБ-315, завод № 300.
IX
ГУ
— заводы № 65, 150, 95, 268, 269, 496.
X ГУ — заводы № 1, 18,
207, 22, 294, 23, 30,125, 456, 39, 83, 126, 84, 477, 86, 64.
XI ГУ — заводы № 47,
116, 387, 164, 464, 468, 471, 494, 499, 463, 168, 273.
XIV ГУ — заводы № 27,
28, 35, 162, 383, 467.
XV ГУ — заводы № 52,
53, 57.
XVII ГУ — заводы № 339,
382, 452, 278.
Управление оборудования
— заводы № 165,492, 491, 495, 493.
XVIII ГУ — заводы №
289, 225.
Как
видим, количество главков по сравнению с 1941 г. существенно возросло. К
сожалению, на сегодняшний день документов, детально описывающих порядок и
хронологию административного переустройства наркомата в годы войны, не
обнаружено, остаётся лишь надеяться, что архивные изыскания позволят в будущем
осветить эту тему более подробно.
http://detectivebooks.ru/book/25950707/?page=17
21
ноября 1941 г. ГКО приняло постановление «О восстановлении эвакуированных
заводов-поставщиков авиационной промышленности», согласно которому местные
партийные и советские органы власти были обязаны оказывать авиазаводам (равно
как и другим оборонным предприятиям) всестороннюю помощь в деле подбора
производственных площадок, обеспечении их электроэнергией, рабочей силой и
удовлетворении хозяйственно-бытовых нужд их персонала. Секретари обкомов и
крайкомов были обязаны ежедекадно рапортовать в ГКО о ходе развёртывания
авиапроизводства в своих регионах [454] .
В ряде областей, где до войны обкомы имели отделы и секретарей по оборонной промышленности,
в 1941–1942 гг. были созданы подразделения, специально курировавшие отдельные
подотрасли «оборонки», в том числе — авиастроение [455] .
Заказы
НКАПа приравнивались к поставкам танкостроителям и промышленности боеприпасов,
что говорит об отнесении авиапромышленности к особо приоритетным подотраслям
«оборонки». К сожалению, эта деятельность не дала ожидаемого эффекта, и в
декабре 1941 г. ГКО было вынуждено констатировать, что наркоматы черной,
цветной металлургии, электропромышленности и химической промышленности не
выполнили постановления от 21 ноября, поставки сырья и деталей заводам НКАП
были сорваны [456] .
В
IV квартале 1941 г. Урал стал единственным поставщиком алюминия, магния, никеля
и кобальта [470] .
Впрочем, авиастроению алюминий сам по себе был не нужен — требовались различные
детали, изготовленные из дюралюминия и других сплавов цветных металлов. Между
тем после того, как заводы № 95 и 150 начали эвакуацию на Урал, а завод им.
Ворошилова оказался отсечённым в блокадном Ленинграде, с середины октября 1941
г. в СССР выпуск дюралюминиевого проката практически прекратился [471] .
Эвакуация завода № 150 автоматически прекратила и производство заклёпочной
проволоки [472] ,
что ставило авиапромышленность в практически безвыходное положение. Весь
авиавыпуск с ноября 1941 г. по апрель-май 1942 г., фактически, базировался на
мобзапасы.
http://detectivebooks.ru/book/25950707/?page=27
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.