Сегодня мы хотим познакомить Вас с интересной женщиной, народной мастерицей, берестяной плетельщицей. Зовут ее Татьяна Петровна Лукьянова. Она родилась и выросла на поселке имени Чкалова, ее семья жила в квартире №9 дома №5 по улице Западная. Училась Татьяна Петровна в школе №34, которая когда-то располагалась на территории поселка.
Доклад и фильм о ней на XVI региональную научно-практическую конференцию "Возрождение родословных традиций", которая прошла 13 февраля 2021 года в г/о Рефтинский, создали сотрудники библиотеки №17 - главный библиотекарь Евгения Сергеевна Гусева и библиотекарь Наталья Александровна Пуголовкина.
Берестяная плетельщица: о мастерице Татьяне Петровне Лукьяновой
Россия с давних времен славится мастеровыми людьми. Ее жители, видя необыкновенную прелесть родных гор, полей и лесов, сами стремятся творить красоту. Они берут глину – и получают дымковскую игрушку, ткут полотно – и создают павловопосадские платки, гранят камень – и мир удивляется искусству уральских камнерезов. Так же выходит и с плетением из коры деревьев. Это уже не просто лапти, туески и корзинки, а настоящие шедевры из лыка и бересты.
Традиции применения
березовой коры в домашнем хозяйстве сохранились до наших дней. Конечно, мы
предпочитаем вещи из иных материалов, но иногда не отказываем себе в
удовольствии поставить на полку берестяную шкатулочку или примерить плетеное
очелье. Поэтому были и есть мастера, умеющие работать с берестой. Такие мастера
творят и на Урале.
Татьяна Петровна
Лукьянова (Вознюк) родилась 27 декабря 1950 года в городе Каменск-Уральский
Свердловской области, на поселке имени Чкалова. Она была младшей из шестерых
детей Петра Александровича и Галины Николаевны Вознюк.
В трудные послевоенные
годы в большой семье каждому находилось дело. Татьяна Петровна выросла трудолюбивым
и старательным человеком, всегда занятым полезной работой. Окончив в 1970 году
Каменск-Уральский алюминиевый техникум, была направлена в Ревду в качестве
механика по обработке металлов резанием. Но на предприятии не нашлось места для
девушек, поэтому она вернулась и устроилась разметчиком на Каменск- Уральский
металлургический завод в механо-штамповый цех №5.
17 декабря 1971 года
Татьяна Петровна Вознюк вышла замуж за Геннадия Николаевича Лукьянова, с
которым прожила в браке почти 40 лет. У них родились дети: Сергей и Марина.
Есть внуки: Яна (не родная по крови), Дмитрий и Екатерина.
Татьяна Петровна долгое
время работала бухгалтером в Свердловском управлении сельского хозяйства.
Предприятия меняли форму собственности, названия, но она оставалась работником
бухгалтерии. В ее трудовой книжке есть записи о том, что за хорошую работу
Татьяна Петровна награждалась Почетными грамотами, ценным подарком, денежными
премиями, ей не раз объявляли благодарность с занесением в трудовую книжку.
В январе 2009 года она
вышла на пенсию из ООО «КамСтрой», сосредоточившись на семье, домашнем
хозяйстве и, конечно, творчестве.
Татьяна Петровна
рассказывает удивительные и забавные истории о дружбе с каменскими удмуртами, с
которыми познакомилась через своих давних друзей – Анатолия и Алевтину
Уфимцевых. «Вместе с участниками фольклорного ансамбля «Зангари» («Василек»),
что был создан при библиотеке поселка Мартюш, она объездила много городов и
даже была принята в «почетные удмурты». А еще именно по приглашению Алевтины
Уфимцевой в город Каменск-Уральский с концертом приезжали покорители
«Евровидения-2012» ансамбль «Бурановские бабушки».[2]
Татьяна Петровна живет в
поселке Мартюш, но часто гостит в селе Верхнеключевское Курганской области у
старшего брата Вячеслава Петровича Вознюк. Это невысокая опрятная женщина с
приятными чертами лица. Светлые волосы коротко подстрижены, руки слегка
огрубели от работы в огороде, на губах добрая, истинно «бабушкина» улыбка. Она
радостно встречает гостей и приглашает к столу полакомиться теплым пирогом с
картошкой. А потом провожает в соседнюю комнату и начинает рассказывать.
Как вспоминает умелица,
увлечение помогли выбрать подруги, которые уже работали с берестой. Татьяне
Петровне пришлось немало потрудиться, прежде чем научиться «договариваться» с
этим материалом.
Работа начинается в конце
мая или начале июня. В это время береста эластична, легко снимается со ствола
дерева. Кора должна быть гладкой, ровной, без дефектов (заплывших сучков,
порезов, трещин); горизонтальные полоски, характерные для березы, не должны
быть круглыми.[1] И, конечно же, снимать бересту можно только с поваленных
деревьев, чтобы не нанести живой березе непоправимый вред.
Внутреннюю сторону
бересты мастера называют лицевой. С лицевой стороны нужно аккуратно снять влажной
тряпкой остатки коры, а наружный белый слой счистить наждачной бумагой. Пока береста
не просохла, она сравнительно легко расслаивается. Но стоит ей высохнуть,
выделять слои придется деревянным ножом, предварительно распарив ее в горячей
воде. Поэтому разумнее расслаивать бересту сразу же после возвращения из леса.
Следующий этап – сушка.
Чтобы заготовленная береста не скручивалась, нужно уложить ее между двумя досками
и придавить сверху грузом.[3] Особых температурных режимов пласты не требуют,
но следует помнить, что хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается
плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на
свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста
постепенно теряет свои свойства. Лучше всего для сушки подходят темные, сухие и
проветриваемые помещения (чердак, подвал, сарай, кладовка).
Нарезать материал
(бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи
ножа и линейки, при помощи лентореза. Татьяна Петровна пользуется, в основном,
ножом и линейкой либо деревянным брусочком. Важно отметить следующий момент –
чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.
Набор, число инструмента
зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный
набор плетельщика – это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании
упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны
для нарезки лент, ленторез. Мастеру могут понадобиться циркуль, карандаш, шариковая
ручка, шило, пробойники, чеканы, скобы, стамеска, киянка и т.п. Как правило, у
каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить
все приспособления не представляется возможным.
И вот, подготовив весь
материал и нужные инструменты, можно приступать к самому трудоемкому и
интересному – созданию берестяной красоты. Существует два вида плетения: косое
и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют
пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе
сложнее, чем косое плетение. Татьяна Петровна использует косое плетение, потому
что так изделия получаются прочнее.
Природное упорство и
трудолюбие не подвели, и мастерица с гордостью показывает собственноручно
сплетенные солонки, очелья, игольницы, погремушки-шаркунки, куколки,
рожки-гуделки. У нее есть даже крохотные лапоточки – впору котенку или щенку.
Рукодельница с теплом и
любовью рассказывает о своем ремесле, а ее руки тем временем разглаживают,
скрепляют, переплетают полоски золотисто-желтой бересты. Она работает неспешно,
кропотливо выверяя каждое движение. Голос звучит негромко, ласково, то
ускоряясь, то замедляя темп, подчеркивая важные детали работы. А в глазах
Татьяны Петровны горит мягкий огонек, будто впитывающий неяркое свечение
березовой коры. И потому отчетливо ощущается, что рождающийся короб или ваза,
вобрав эти свет и тепло, передадут его будущим владельцам.
Так бывает у мастеров
Урала – любовь к жизни, дому и людям видна в их творениях. И Татьяна Петровна
Лукьянова – достойная продолжательница дела древних берестянщиков.
Источники:
1. Бардина Р.А. Изделия
народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация
торговли). – Москва : Высшая школа, 1986. – С.71-72.
2. Материалы из семейного
архива Вознюк-Лукьяновых.
3. Федотов Г. Прорезная
береста / Прекрасное – своими руками / сост. С.С. Газарян. – Москва : Детская
литература, 1987. – С.57-58.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.