среда, 10 июня 2020 г.

Каменск-Уральский в Великой Отечественной войне. Фамилии ветеранов на буквы Ш и Щ



Шабанин Николай Алексеевич
Призван в 1943 году. Гвардии рядовой, служил минометчиком, стрелком 257-й стрелковой дивизии. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
На КУМЗе работал с 1953 по 1982 год – слесарем, наладчиком станков и машин, слесарем-ремонтником.
Из воспоминаний ветерана:
«В августе 1944 года в районе Риги шли жестокие, кровопролитные бои. Немцы отчаянно сопротивлялись, бросались в контратаки. Часто нам приходилось сходиться с ними врукопашную. Враг сильно нас обстреливал из пушек. Немецкий снайпер подстерег меня и тяжело ранил в левую руку. Попал в госпиталь, после излечения в январе 1945 года вернулся в действующую часть».


Шайхутдинов Сайфи Шайхутдинович
Призван в 1942 году из д. Нижняя Челябинской области. Войну закончил гвардии сержантом под Смоленском. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
На КУМЗе работал с 1963 по 1988 год – сварщиком.
Из воспоминаний ветерана:
«Учились мы в Златоустовском пулеметном училище. Пулемет «Максим» от и до знали, могли с завязанными глазами собрать, разобрать, найти поломку. Затем фронт. В составе 192-й стрелковой гвардейской дивизии пришлось в праздничный день 23 февраля 1943 года брать немецкий дот. Частей рядом мало было, и нам пришлось поломать голову, как же его взять: в подразделении справа 12 бойцов, слева – и того меньше. Ночь, открытая поляна, окопы в полный рост. А фашисты еще проволоку натянули. До дота в леске всего 60 метров – немцев видно. Пошли четверо добровольцев – трое погибли, один добежал. И мы сразу следом. Кинули внутрь гранаты. И все. Этот же бой стал для меня последним. Разрывная пуля прошла от сердца в двух миллиметрах. Спасло чудо».


Шаповалов Иван Федорович
Призван в 1942 году из Чимкента. Воевал рядовым в составе 2-го Украинского фронта. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
На КУМЗе работал с 1957  по 1993 год – токарем, электриком, руководил военно-учебным пунктом.
Из воспоминаний ветерана:
«Не окончил даже ускоренных курсов Орловского пехотного училища, расквартированного в Туркмении. Вместе с другими курсантами по приказу пополнил стрелковые формирования и весной 43-го года в качестве наводчика противотанкового дивизиона осваивал «сорокопятку», готовился к своим первым боям. Я, бывший курсант далекого Орловского училища, оказался-таки в Орловской области. Знаменитая Курская дуга.
Тогда там сначала в наступление, как известно, кинулись гитлеровцы. А затем, на моем участке, с 11 на 12 июля в лоб немцам пошли наши. И как пошли! Надо форсировать речку, и как на зло, у нас берег низкий, пологий, у противника – высокий, обрывистый. Наступающие, как на ладони. 12-го июля дивизион, до того времени стоявший во втором эшелоне, выдвинулся на линию (читай – на открытое место) огня для поддержки пехоты и танков. Эффективная дальность стрельбы у 45-миллиметровок – 400-500 метров, с такого рубежа и стреляли, но ведь такое расстояние и для самих артиллеристов гибельное, его, простите, покроет и пуля из дамского пистолета. А когда в тебя стреляют из всех видов оружия?
12 июля наступательного 43-го года из семи человек боевого расчета в строю вместе с легкораненым командиром осталось трое. 13 июля прошло, несмотря на несчастливое число, вполне спокойно, еле успевали за отходящим врагом, 14-го наш дивизион встал на опушке леса и под обстрелом «тигров» и «пантер» встал вгрызаться в землю. Один из снарядов разорвался за спиной, получил осколочное ранение.
Наше наступление успешно развивалось, но в мое м расчете орудие оставалось только на одного легкораненого командира, меня далеко уносил санитарный поезд, обрывая короткую боевую биографию. Мне опять «повезло» на Среднюю Азию. Попал после госпиталя сначала во Фрунзенское, потом в Ташкентское пехотные училища, последнее закончил. На выпускном вечере меня отыскал орден Красной Звезды за прорыв через речку в Орловской области. Получил звание младшего лейтенанта и меня отправили служить в Кушку, на границу с Афганистаном, затем – под Ашхабад, а только потом – в побежденную Германию».


Шепель Сергей Павлович
Из Ворошиловградской области Украины. Призван в 1943 году. Гвардии рядовой, водитель. Воевал в составе 1-го Украинского фронта. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За боевые заслуги».
На КУМЗе работал с 1951 по 1990 год.
Из воспоминаний ветерана:
«Моему кавалерийскому корпусу пришлось вести ожесточенные бои в Карпатах. Под обстрелом противника я выполнял задачи по подвозу боеприпасов на передовую. При обстреле доставалось и мне, и моей машине. Однажды пулеметная очередь прошила лобовое стекло и легко задела меня, я получил легкое ранение. Такие случаи в условиях фронта не были редкостью».


Шишменцев Константин Андреевич
Призван в 1942 году из д. Казанцево Курганской области. Воевал гвардии сержантом в составе 1-го Белорусского фронта. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
На КУМЗе работал с 1967 по 1985 год – слесарем-сантехником.
Из воспоминаний ветерана:
«Был командиром танка. Танк не раз горел. Да и мне несколько раз серьезно доставалось. Дошел на боевой машине до Потсдама».


Шмытко Нина Григорьевна
Была санинструктором в составе 1-го Белорусского фронта. Награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
На КУМЗе работала с 1951 по 1986 год – зав. детским сектором заводского клуба, директором станции юных техников, начальником ЖКО КУМЗа. Награждена медалью «За доблестный труд».
Из воспоминаний ветерана:
«В 41-м наш курс обучения в медшколе Свердловска уменьшили, вместо трех свели к двум годам. Часть педагогов уже воевала. Затем медсестрой попала в госпиталь, что прописался в районе Уралмаша. Тогда в Свердловской области была развернута одна из крупнейших в стране баз тыловых эвакогоспиталей. Сюда с фронтов направлялись воины, получившие самые тяжелые ранения. Пошли долгие дежурства, а между ними – лесозаготовки под Свердловском: госпиталь надо было обогревать.
В 43-м году госпиталь расформировали, персонал отправили на фронт. «Ничего особенного не берите», – сказали нам перед погрузкой. А потом отказали в выдаче обмундирования – мол, «вы, девушки-медсестры, вольнонаемные, не положено». В зиму ехали кто в сандалиях, кто в босоножках. Самое сильное впечатление того времени – жуткий холод. Первая остановка – станция Унеча, где пробыли зиму. Госпиталь был размещен во Дворце культуры, в фойе пусто, а на балконах лежали раненые. Отапливали помещение бочками-буржуйками. Сами жили в разбомбленном доме, где осталось только два первых этажа. В комнате 4 кровати, посередине комнаты бочка, окна заколочены, вместо дверей – одеяло.
Далее был город Мозырь в Белоруссии. 44-й год. Снова потоки раненых. Офицеры из действующих частей, навещавшие раненых, звали к себе на фронт, место санинструктора было гарантировано. Я сговорилась с подружкой о «коллективном побеге», но, как назло, подружка в назначенный вечер была занята на операции. Пришлось в одиночку совершить задуманное. В 401 отдельном артиллерийско-пулеметном батальоне хорошо. На фронте впервые примерила военное обмундирование. Шинель с погонами рядового санслужбы сидела отлично.
Звания у меня менялись, а работа оставалась неизменной: оказывала на поле боя помощь раненым, вытаскивала их в безопасное место. Не раз слышала умоляющий зов: «Сестрица… помоги». И спешила на зов. Ниной меня в роте и батальоне никто не звал. Почему-то – «Санчик!». Возможно, как производное от «санинструктора». «Санчик! – раздается в трубке голос Уголькова, связиста роты. – На выход! Один красный. Один черный». «Красный» на нашем языке – раненый, а «черный» – убитый. Я не выносила раненых в одиночку, всегда рядом были солдаты, всегда помогали. Однажды вот так, вместе с раненым, чуть не оказались в расположении немцев. Ночь. Темень непроглядная. В последний момент окликнул нас часовой из переднего охранения.
Победу встретила недалеко от Берлина. Услышала стук в дверь и боевое: «Санчик! Надевай гражданскую юбку! Победа!».


Щелконогов Андрей Андриянович
Призван в 1943 году из с. Тыгиш Свердловской области. Воевал гвардии старшиной в составе 3-го Прибалтийского фронта. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
На КУМЗе работал с 1951 по 1991 год – электриком, бригадиром, начальником подстанции.
Из воспоминаний ветерана:
«Учили нас сначала в Тюмени, потом в Казани. И только потом попал я на фронт. Был командиром стрелкового отделения, помощником командира взвода линии связи. Прошел через Псков, Ригу. Часто теряли мы тогда своих товарищей. За Псковом мой пулеметный расчет, а это 6 человек, остановился под жутким огнем немцев. Приказ – стрелять. А как? Патронов нет. Побежал за коробками. Немцы давай минами заваливать, то тут, то там взрывы. Взял коробки и назад. Еле добрался, а на месте, где ребята остались, воронка дымится. Так я все свое отделение потерял. Победу встретил на берегу Балтийского моря».


Щербаков Василий Андреевич
Из Курганской области. Призван в 1941 году. Гвардии старшина, командир отделения связи 3-й гвардейской механизированной бригады 1-го гвардейского механизированного корпуса. Воевал в составе Юго-Западного, 3-го Украинского фронтов. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За победу над Германией».
На КУМЗ трудоустроился в 1946 году, через год после увольнения в запас.
Из воспоминаний ветерана:
«Боевое крещение получил в боях под Смоленском. Как-то наш старшина назначил меня с группой солдат в разведку, а точнее – соорудить опознавательный знак в районе села Пасеки, для нацеленной бомбежки врага нашей авиацией. Выдали нам 20 пар белья для опознавательного знака, им мы обмотали себя и где ползком, где сильно пригнувшись начали пробираться в заданный район.  Когда прибыли на место, развернули белье, то увидели, что оно во многих местах прострелено. Повезло, что никого из нас не задело. Выложили белье буквой «Т». Затем по этому знаку наши самолеты успешно бомбили сильно укрепленный район противника».
Из наградного листа: «В наступательном периоде в зиму 1942-1943 годов тов. Щербаков участвовал в ряде смелых и отважных схваток с группами противника. Под с. Селивановка участвовал в обороне, обстреле и задержании 3 автомашин противника. Здесь же была задержана штабная машина, 8 немцев уничтожено».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.